На сегодняшний день сахарный диабет считается неинфекционной эпидемией ХХI века. Число больных в мире с каждым годом возрастает чуть ли не в геометрической прогрессии. Эту статистику можно проследить и на местном примере.
В Северной Осетии среди больных сахарным диабетом насчитывается 206 детей. Это при том что еще в конце прошлого года их было 186. Что касается взрослых, то с января текущего года поставлены на учет более 600 человек со впервые выявленным заболеванием, выходит, примерно по 100 больных в месяц! А всего у нас на учете с диабетом 1-го типа 1360, с диабетом 2-го 19688 человек.
Кто входит в группу риска, какой инсулин лучше и как ходьба поможет нам бороться с диабетом? Об этом и многом другом рассказывает главный врач Республиканского эндокринологического диспансера Марина Фидарова.
Напомним, что 10 лет назад он переехал из аварийного здания на улице Тамаева в незагруженные помещения кожно-венерологического диспансера. Сегодня здесь светлые, уютные, чистые коридоры, палаты, приемный покой и процедурные. Диспансер состоит из двух отделений: круглосуточного стационарного, рассчитанного на 60 коек, плюс 20 коек дневного пребывания больных и амбулаторно-поликлинического, которое предполагает до 300 посещений в день. В стационаре лечатся больные сахарным диабетом и различными эндокринными патологиями.
– В одном из предыдущих номеров вашей газеты прошла информация о том, что якобы инсулин «лантус» исчез из аптек, а вместо него больным стали «навязывать» другой, менее эффективный, отечественного производства –туджео, – говорит Марина Фидарова. – Прежде чем развеять этот миф и дать разъяснения по этому поводу, хочу сказать, что все больные, которые состоят у нас на учете, обеспечиваются льготными препаратами, всем необходимым, что им прописал доктор. И если лечащий врач назначил тот или иной препарат, значит, он знает, что для конкретного больного лучше. Туджео – препарат не российского производства, у него, как и у лантуса, один и тот же производитель, одно и то же производное – гларгин. И у них совершенно одинаковое фармакологическое действие – сахароснижающее, так же однотипно они вводятся. То есть это одинаковые препараты, только у каждого свое торговое название.
Ведущие фармакологические компании – мировые производители лекарств постоянно совершенствуют свои препараты, улучшают их действия. К слову, лантус в нашей практике применяется уже более десяти лет, а туджео – 1,5 года. Мы, эндокринологи, рады появлению новых препаратов, так как они расширяют возможности коррекции сахароснижающей терапии.
– И все-таки у них есть какие-то отличия?
– На фоне введения туджео отмечается снижение количества гипогликемических состояний, что обусловлено более равномерным и длительным его высвобождением. При использовании человеческого инсулина мы можем сказать, действует он или нет, через три дня. А при введении аналогов человеческого инсулина (туджео, лантус) нужна примерно неделя, чтобы определить, подходит он или нет, потом, откорректировав дозу, ждать. Также есть возможность введения инсулина туджео в интервале до 3 часов до или после обычного времени введения препарата, в отличие от лантуса. Озвученные препараты – инсулины длительного действия, а ведь больные еще получают препараты короткого действия или комбинированную терапию с таблетками, и только врач может определить, что для этого пациента предпочтительнее. В любом случае, если у больного есть вопросы, он должен проконсультироваться с доктором, ибо только тот скажет, нужно менять препарат или нет. И если вместо одного инсулина назначается другой, это тоже не потому, что лечащий врач так захотел, его действия основываются на объективных данных, и только он знает, как лечить больного. Везде нужен индивидуальный подход, чтобы добиться компенсации. И здесь хочу особо отметить, что успешное лечение зависит во многом и от желания самого пациента.
– А они отказываются от лечения?
– Не секрет, что для успешного лечения диабета 2-го типа самое главное – правильное питание, во-вторых – адекватные физические нагрузки и только в третью очередь – применение сахароснижающих препаратов. Но многие наши больные перекладывают ответственность на доктора, им должны помогать все, кроме них самих. Мы объясняем, что при нормальных физических нагрузках и правильной диете часто можно обойтись без таблетированной, а тем более инсулинотерапии. Банальная физическая нагрузка для больного диабетом иногда помогает лучше лекарств. Но когда им говорим про это, особенно, про диету, с их стороны порой наблюдается неадекватная реакция: «Это разве жизнь?!» – говорят они. Это при том что им можно употреблять все сорта нежирного мяса, овощи, рыбу, молочные продукты, да и углеводную пищу можно есть, только надо знать, в какое время и в каких количествах.
– Часто можно услышать, что сахарный диабет – не болезнь, а образ жизни…
– По большому счету, так оно и есть. Сегодня группу инвалидности дают только не всем, кто болеет сахарным диабетом. Все зависит от того, есть ли у больного осложнения, которые прописаны в соответствующем приказе МЗ РФ. Только в случае, если комиссия медико-санитарной экспертизы выявила их, устанавливается группа инвалидности. Но если заболевание только выявлено и никакого вреда для организма не причинило, больной трудоспособен, ему группа не положена.
– Очередность в стационаре сохраняется?
– Мы стараемся помогать всем нуждающимся, чтобы они не оставались без необходимой поддержки. Экстренную помощь оказываем сразу, а на плановую госпитализацию уходят неделя – две. Все они – на учете, ведется регистр больных сахарным диабетом. Кроме того, у нас функционирует передвижная поликлиника «Модуль», получили ее по федеральной программе «Сахарный диабет». Осуществляем выезды в районы республики. Действует кабинетная система: выезжает не только врач-эндокринолог, но и лаборант, кардиолог, невролог, нефролог, есть кабинет диабетической стопы, хирург. Это делается для оказания помощи больным в селах.
Кроме того, на месте у нас идет процесс маршрутизации, разделение потоков больных. Приходит, к слову, пациент в диспансерное отделение, если нужна экстренная госпитализация, его сразу отправляют в приемный покой, где ему окажут необходимую помощь и госпитализируют. В поликлинике все узкие специалисты сосредоточены в одном месте, чтобы не гонять наших пациентов, среди которых есть инвалиды по зрению, ампутанты, по разным ЛПУ. А эндокринологи работают по принципу взаимозаменяемости: если нет одного врача, поможет другой.
– Кто входит в группу риска?
– Любой человек, живя в современном мире с низкой физической активностью, высококалорийным питанием, частыми стрессами, может заболеть сахарным диабетом. Однако при соблюдении правильного питания (ограничение жирной, сладкой пищи, увеличение физической нагрузки (ежедневно ходить пешком 30 минут, подниматься на этаж по лестнице), нужно избегать или проще относиться к неприятным жизненным ситуациям. Это может предотвратить или отсрочить развитие такого серьезного заболевания. Ну и, конечно, ежегодно нужно определять уровень глюкозы в крови, на медицинских осмотрах или просто при обращении в поликлинику к любому специалисту. Больше узнать о болезни можно у нас в диспансере на занятиях «Школы сахарного диабета».
– Расскажите о ней.
– Когда человек узнает, что у него болезнь, сразу начинает паниковать. Ведь больной СД должен постоянно находиться под контролем врача, сдавать анализы. И эта перспектива у многих вызывает страх. В нашей школе в первую очередь проводятся занятия, во время которых мы объясняем, что ничего ужасного в сахарном диабете нет, что все преодолимо, и жизнь на этом диагнозе не заканчивается…
Школа хорошо оснащена. Специалисты работают по определенной методике группами по 4–5 человек. Проводятся и индивидуальные занятия по желанию пациентов. Врачи обучают своих воспитанников правильно делать уколы инсулина, грамотно питаться... Но, признаться, очень хотелось бы, чтобы раньше, чем выявлен недуг, как можно больше людей узнавали о факторах риска и могли предотвратить болезнь, чтобы в будущем их не пришлось обучать…
Газета "Северная Осетия"